Цель этого форума

Мелания

Руководитель школы TROPOS
Команда форума
Дорогие посетители форума!

Цель этого раздела - предлагать вам общие жизненные советы по отношению к здоровью. Здесь вы найдете советы и рассуждения на темы:

- сцепиальные диеты, рекомендованные нами, при конкретных заболеваниях/состояниях;
- общие рекомендации по уходу болного при конкретных болезнях;
- рекомендации по отношению к профилактике конкретных заболеваний;
- отношение классической гомеопатии и нашей школы к разным методам лечения;
- и прочее общие вопросы в этой связи.
 
О ДИЕТЕ СОГЛАСНО ДУХУ И ПОТРЕБНОСТЯМ
ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО ИССКУСТВА ВРАЧЕВАНИЯ




Т. Д. Попова
Украина, Киев, Гомеопатический центр им. Д. Попова



Как велика власть пищи!
Она рождает радость в опечаленном сердце.

Ламетри. Французский философ 18 века.

Of diet according to the spirit and requirements of homeopathy. T.D. Popova (Kyiv, Ukraine)
The concepts of average human standard and rigorous conception of the norm are absent in ho-meopathic medicine. The doctor who treats patients homeopathically must continuously think and keep in mind homeopathic positions, particularly in dietary recommendations.

Заглавие для статьи частично позаимствовано у Эрнеста Штапфа (1788-1860) (Ueber Giatetik im Geiste und nach den Bedurfnissen der homoopathischen Heilkunst ). Частично, потому что в работе Штапфа речь идет о диететике, т.е. не только о питании, но и образе жизни гомеопатического паци-ента. В этой же статье речь коснется только питания. Вопрос диеты , в частности диеты при гомеопа-тическом лечении или гомеопатической профилактике заболеваний, чрезвычайно важен. И вместе с тем, о нём сравнительно мало пишут и говорят. Проблема фактически сведена к двум моментам: об-щепринятая диета , ориентированная на заболевание, или « гомеопатическая » со стандартными запре-тами продуктов, якобы специфически мешающая действию гомеопатических лекарств. И различные миксты этих рекомендаций.
Чтобы проникнуться духом ганемановского времени, осмыслить его, вдуматься в произо-шедшие в жизни перемены и стать на гомеопатические позиции и в этом отношении, а не только в прописи лекарств, следует обратиться к самому Ганеману - к параграфам Органона.
§259. Принимая во внимание необходимость и целесообразность маленьких доз в гомеопати-ческом методе лечения, легко понять, что во время лечения необходимо устранять из диеты и образа жизни всё, что может каким-нибудь образом оказать лекарственное действие; в противном случае, из-за чужеродного лекарственного раздражителя, действие маленькой дозы будет подавлено, заглушено или по меньшей мере нарушено.
§260. Для хронических больных тщательное устранение таких препятствий в лечении тем бо-лее необходимо, т.к. из-за подобных вредных влияний и других ошибок в диете и образе жизни, ока-зывающих болезнетворное действие, обычно ухудшилась сама болезнь.
Такие больные должны избегать следующих продуктов: кофе, китайский и другие виды тра-вяных чаев, пиво, приправленное лекарственными веществами, не соответствующими состоянию больного, ликеры, приготовленные с лекарственными приправами и все виды пунша, шоколад с пря-ностями, туалетная вода и духи различных видов, ароматные подушечки, цветы с сильным запахом, кофе в комнате, зубной порошок и зубные эликсиры, составленные из лекарств, сильно приправлен-ные кушанья и соусы, печенье с пряностями и мороженое, ароматизированный кофе с ванилью, сы-рые лекарственные коренья и овощи для супов, овощи, обладающие лекарственной силой, сельдерей, петрушка, щавель, эстрагон, все сорта лука, старый сыр и тухлое мясо, мясо и жир свиней, уток, слишком молодая телятина и кислые блюда, салаты всех видов, обладающие лекарственным дейст-вием, чрезмерное употребление сахара и поваренной соли, спиртные напитки, не разбавленные большим количеством воды. Некоторые из моих учеников, кажется, напрасно усложняют диету больных, запрещая многие, не имеющие значения вещи, что не заслуживает одобрения.
§262. Напротив, при острых заболеваниях - кроме случаев умопомешательства, тонкий, без-ошибочный, внутренний инстинкт сохранения жизни решает вопросы диеты очень точно и опреде-лённо, так врачу нужно только указать близким и сиделке на то, чтобы не чинили препятствий этому голосу природы, не отказывали больному в том, чего он настоятельно требует из вкусных вещей. Не надо уговаривать его и предлагать ему то, что может принести вред.
Главное, что очевидно в этих рекомендациях - запрет всего, что может иметь лекарственное действие. Любопытно, что его последующие «ученики» восприняли только фрагменты из диетиче-ских запретов: кофе, чай, спиртные напитки. И такая укороченная легенда о гомеопатической диете прочно укоренилась в сознании публики - и врачей и не врачей. Элементарно - этого нельзя употреб-лять при приёме гомеопатических лекарств. Вообще! А если в гомеопатии понятие «вообще»?
Если забыть о том, что гомеопатия - терапия личности, основанная на индивидуальном вос-приятии пациента, то можно признать правомочность обобщенных рекомендаций.
Самую лаконичную рекомендацию по диете давал Д. В. Попов : «Ешьте по вкусу». Это был более чем разумный совет в чрезвычайных условиях его приёма. Но, если, вдуматься, то в этой фразе звучит и уважение к пациенту (может определить, чего делать не следует), и возложение на него от-ветственности за его здоровье и поведение. Ведь процесс лечения - это содружественный процесс, а не только выполнение приказа. Хотя в грависных случаях, диетический совет доктор Попов давал подробный, и до удивления индивидуализированный, основанный как на характере патологического процесса, так и особенностях данного пациента.
Несколько слов о диететике самого Ганемана (в состоянии практического здоровья). «Вы-дающийся учёный пробуждался в 6 часов летом и в 7 часов зимой, выпивал несколько чашек тёплого молока, зажигал свою курительную трубку и выходил на прогулку в сад. В 10 часов, насколько по-зволяло время года, ел фрукты. На обед он шёл в 12 часов и, обычно, ел очень крепкий мясной буль-он, жареную говядину, баранину или разновидности оленины, жареных жаворонков, цыплят или го-лубей, и более простую пищу. Он очень любил жареную телятину и свинину, приготовленное из них блюдо в соответствии с его вкусом должно было быть очень ароматным. Он не знал никаких овощей, кроме фасоли, капусты и шпината, и с удовольствием употреблял лепёшку вместо хлеба. В случае прихода гостей он пил хорошее вино, но ежедневно пил слабое пиво. После еды он спал в течение часа на диване, затем до 7 часов снова посещал своих пациентов, в 7 часов ужинал тёплым молоком зимой или слабым пивом с хлебом летом». («Жизнь и письма д-ра С. Ганемана» Т.Л. Бредфорда).
Диетические советы в работах Штапфа и Беннингхаузена сходны с ганемановскими.
Ганеман особенно резко выступал против кофе, очень модного в это время в Германии напит-ка, и даже написал о нём в 1803 году специальную статью. Однако, в более поздние годы, он призна-вал, что был несправедлив к этому напитку, приписывая ему больше вредных действий, чем это было на самом деле. Кстати, это одна из немногих статей Ганемана, переведенных на русский язык. Со-временные коллеги Ганемана придавали его диетическим советам большое значение, относя даже успехи его лечения за счет диеты. С чем Ганеман не соглашался: «Строгая гомеопатическая диета и образ жизни не исцеляют хронических больных, как это необоснованно утверждают противники го-меопатии, чтобы уменьшить её заслуги». Однако, такое мнение о гомеопатии долго кочевало из од-ной энциклопедии в другую в статье о гомеопатии.
Об этом свидетельствует также отзыв лейб-медика Арендта на предложение доктора-гомеопата Черминского ввести гомеопатию в военную медицину: «Гомеопатия, как я полагаю, при-надлежит к заблуждениям ума человеческого, но и она, наравне с большей частью систем, имеет свою хорошую сторону. Предписываемая ею строгая диета и употребление лекарственных веществ в ничтожных количествах, без сомнения принесут более пользы в лёгких скоротечных болезнях, неже-ли слишком деятельное, скоро и недовольно обдуманное действие по методе аллопатической».
Жизнь и гомеопатическая практика внесла в дальнейшем существенные коррективы. Так док-тор Келлер (Тюбинген) считал, что выполнять решительные рекомендации Ганемана по диете и обра-зу жизни в наше время - полностью нереально. Рекомендации в этом случае необходимо давать с учетом модальностей. Хотя - кофе, чай, алкоголь - разрешать в умеренном количестве; чай из лекар-ственных трав, особенно ромашки - не разрешать. Ограничить кислоты, жирное и свиное мясо, не употреблять зубных паст (легко ли в наш 21 век купить зубную пасту без фтора?).
Ещё более определённо высказывается Фелленберг-Циглер: «Что больные должны соблюдать диету, разумеется само собой. Каждый с этим согласен , но не может и не должна она для всех боль-ных и страждущих быть одной и той же… диета должна быть разумная, осмотрительная, строго ин-дивидуализированная; прежде всего наблюдать большую умеренность в еде и питье, строгое воздер-жание от всяких излишеств, особенно in Baccho et Venere» (Краткое гомеопатическое лекарствоведе-ние. СПб., 1898 г.).
Большинство врачей, применяющих гомеопатический метод, имеют за плечами более или менее солидный опыт врачевания в аллопатии (т.е. являются «перевёрнутыми» гомеопатами ), про-шлый опыт диетических предписаний, учитывающих характер заболевания или возрастные физиоло-гические особенности, в которых индивидуальные качества лечимого фактически не играют роли.
Есть и другая сторона медали, когда врачи, с повышенным энтузиазмом бросившиеся в лоно гомеопатии, достаточно поверхностно её воспринимающие и начисто отвергающие «старую школу», выплескивают ребенка из корыта вместе с водой. Они более всего склонны поддерживать традици-онные гомеопатические запреты.
С нашей точки зрения, гомеопат во всех обстоятельствах должен мыслить гомеопатически . И в диетических советах исходить из принципа индивидуальности на уровне целостного организма. Более всего значимы модальности пациента как общие, так и частные, т.е. что присуще пациенту, как индивидууму, и как влияют различные факторы на определённое болезненное явление. Следователь-но, в этом отношении выбор диеты во многом сходен с выбором гомеопатического лекарства. Полез-но узнать, каков опыт самого пациента в этом отношении, а также учесть географические, нацио-нальные, религиозные и социальные обстоятельства его биографии. Схемы общепризнанных диет можно забыть, но не физиологию!
Существуют и некоторые практические трудности - ведь надо лечить и непослушных: одни из них не хотят, другие не могут правильно (как мы им советуем) себя вести, некоторые имеют весьма превратные представления о том, что вредно или полезно, и переубедить их трудно, порой даже не-возможно. Как показывает опыт, и у этих пациентов гомеопатия может быть эффективной. Значит неправы те, кто приписывает успехи гомеопатов строгой диете . Она, безусловно, помогает нам вос-становить здоровье, облегчает «работу» гомеопатическому лекарству, и чем она гомеопатичнее реко-мендована, тем менее обременительна для пациента.
Написав эту статью, я призадумалась - нужна ли она. Но опыт моей сорокасемилетней прак-тики «неперевернутого»" гомеопата дает мне основание думать, что нужна. Гомеопатическое мыш-ление - всё ещё дефицит, и пока идёт интенсивное размножение гомеопатов , ему мало что угрожает.
P.S. К новомодным диетам я отношусь холодно - не вижу в них здравого смысла при всей квазинауч-ной обоснованности. Согласна ошибиться, но слишком многие на моём веку канули в вечность.


ЛИТЕРАТУРА:


1. Боянус К. Гомеопатия в Росии М. 1882 г.
2. Hahnemann Organon der Htilkuns. Textkritische Ausgabe der 6 Auflage-Haug Verlag Heideelberg.
3. Felleneberg - Ziegler Kleine homoopathische Arzntimittellehre.
4. Velgar Dr Willmar Schwabe Leipzig 1940
5. Lutze Artur Lehrbuch der Homoopathie. Kothen 1887
6. Stapf Ernst Ueber Diatetik im Geiste und nach den Bedurfnissen der homoopathischen Heilkunst.

О диете согласно духу и потребностям гомеопатического искусства врачевания . Т.Д. Попова (Киев, Украина)
В гомеопатии нет понятия стандартного человека, жесткого представления о норме. Врач, пользующий пациента гомеопатически , всегда в своих мышлении и действии должен ос-таваться на гомеопатических позициях, в частности, в вопросе диеты .
 
Back
Сверху