Счастье как случай - Библейский взгляд

Мелания

Руководитель школы TROPOS
Команда форума
Счастье как случай – Библейский взгляд
Авдеенко Е.А.

Нет такой библейской категории – «счастье»… Есть «радость», «блаженство», «райское наслаждение», есть понятие «хорошо», есть «полнота дней жизни», а счастья нет.
«Счастье – это действительное (а не иллюзорное или мнимое) благополучие земной жизни человека, а Библия не занимается такими вещами». Мне приходи-лось слышать такое мнение, и я хочу на это возразить: не может такого быть. Пусть категории «счастье» нет в библейском мировоззрении, и пусть каждому че-ловеку в его земной жизни дано глубокое страдание, которое называется «пе-чаль»1, но мирное и здравое бытие, благое поспешение, многая лета и залог спа-сения в нашей земной жизни – все это должно быть в Библии.
И это в Библии есть. Нужно только уметь это тонкое сцепление обстоятельств в переменчивой земной жизни рассмотреть, а не выставлять вперед, как дышло, свое желание «счастья» и не носиться с ним по жизни как с высшей ценностью… И это первый урок, который можно извлечь из Библии.
Счастье ни в коем случае не есть высшая ценность в нашей жизни, оно даже не есть самостоятельная ценность.
А тем, кто готов согласиться с мыслью, что можно достойно и прекрасно про-жить жизнь, когда тебе счастье не дано – вспомните жизнь Татьяны Лариной – для этих великодушных, и смелых, и готовых принимать несчастья Библия дает разглядеть, как в нашей жизни счастье б ы в а е т.
В Библии нет категории «счастье», но есть образы счастливой жизни, когда счастье с л у ч а е т с я. Эти ценные образы счастья мы и рассмотрим.
Патриарх Авраам должен был женить своего сына Исаака, которому было уже 40 лет и который о женитьбе не думал. Жену для сына Авраам не мог взять из племен, среди которых жил, и он посылает своего самого разумного раба в дале-кое и опасное путешествие к своим родственникам, чтобы найти невесту и сосва-тать жену для Исаака.
Посол двинулся из Хеврона, где жил Авраам, на север, прошел более 700 ки-лометров и достиг своей цели. Он пришел в крупное поселение Харран и занял наблюдательный пост – у колодца. В вечернее время у колодца собирались де-вушки и женщины, чтобы почерпать воду, это была женская работа.
Посол наблюдает, как кипит жизнь вокруг колодца. И что ему теперь делать? Авраам полностью полагался на разум посла и никаких указаний, как хотя бы найти родственницу девицу, ему не дал. Тогда посол взмолился.
И он сказал: Господи Боже господина моего Авраама, дай мне случай се-годня и сотвори милость с господином моим Авраамом.
Быт. 24:12
«Случай», на языке Св. Писания, это такое событие, которое, по мнению гово-рящего, не имеет связи с другим событием – «случайно» по отношению к нему. Например, когда ковчег Господень оказался у филистимлян, их поразила болезнь. Тогда филистимляне задумались, связано одно событие с другим, или нет: «слу-чай это был с нами» (1 Цар. 6:9). Другой пример. Саул замыслил убить Давида, того предупредили, и он не явился на пир. Саул подумал: «случай это», что Да-вид не явился (1 Цар. 20:26).
В Священном Писании «случай» может выражать – пересечение многих внешне независимых обстоятельств в некоторое событие, отмеченное высшим смыслом.
Посол Авраама просит Бога «дать случай» – чтобы многое разное далекое со-шлось в одно, а ему найти невесту Исааку.
Эта трудная проблематика, – когда в «случайных» событиях является воля Бо-жья, – была исследована в трех библейских сюжетах. Самый знаменитый сюжет – это история Иосифа (последние главы Книги Бытия). Братья продали Иосифа в рабство в Египет, там его оклеветали и бросили в тюрьму, но в конечном итоге Иосиф был возвышен, и через него произошло спасение от голода всей его се-мьи, включая злодейски поступивших с ним братьев.
Все происшедшее с Иосифом называется «совпадения», «случившиеся» об-стоятельства (Быт. 42:29). Высший смысл истории Иосифа – спасение его самого и его семьи, путь Церкви в мире предательства, клеветы и злоключений.
Два других библейских сюжета о промыслительном совпадении случаев связа-ны с брачной философией – замужество Руфи и женитьба Исаака. И понятно, почему вступление в брак дает повод для философских, поэтических или религи-озных раздумий. Два отдельных существа – мужчина и женщина – ходят по раз-ным дорогам, потом они как-то «встречаются», и если нечто «совпало», они ока-зываются муж и жена: «два одна плоть» – образ Церкви.
Вот – Руфь, будущая жена Вооза, приходит на какое-то поле, чтобы подбирать колосья, и что же? «И случился случай, что это была часть поля Вооза» (Руф. 2:3). На языке Св. Писания, «случай», который «случается», совсем не случай-ность. Это было для Руфи хорошее начало. Далее, по сюжету, старая женщина, спутница Руфи, наставляет ее, как нужно привлечь Вооза, Вооз женится на доб-родетельной Руфи. Перед нами совпадение высшей воли и человеческих произ-волений. Так непросто выйти замуж: нельзя сказать, что жена выбирает мужа или муж выбирает жену. И это другой урок, который дает Библия.
Счастье нельзя выбрать. Если человек действительно выбирает, он, ско-рее всего, будет несчастен.
О том, что женитьба – отнюдь не ситуация выбора, узнаем из истории о сва-товстве Исаака. Посол, который должен сосватать ему невесту, пришел в далекий и совершенно незнакомый город, наблюдает его жителей и молится, чтобы Бог «дал ему случай» повстречать нужную женщину. Это была бы, как он мыслит, настоящая Божья «милость».
Посол знает, что Господь вселенной – Бог Авраама. Он просит дать ему «слу-чай», надеется на «милость» Божью, но… нечто еще и замыслил, так сказать, «сам не плошает»… Ему надо наверняка знать, что он исполнил порученное Ав-раамом. Он от себя предлагает вышним силам некий «план» действий. Посол го-ворит «про себя»:
Вот я стою у источника воды; дочери же живущих во граде выходят по-черпать воды.
И будет, девица, которой я скажу: преклони водонос твой, чтобы мне пить, и она скажет мне: пей ты, и верблюдов твоих напою, пока не пре-кратят пить, – сию Ты уготовал рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю, что Ты сотворил милость господину моему Аврааму.
И было прежде, чем он окончил говорить в помышлении своем, и вот вы-ходила Ревекка… держа водонос на плечах своих.
Быт. 24:13-15
Верблюдов было десять (Быт. 24:10), а искомую девицу звали Ревекка, она была внучкой брата Авраама, следовательно, приходилась Исааку племянницей. .
В чем замысел благоразумного раба? Девицу надо на чем-то испытать, на чем? Всех невест испытывают на терпение, а эту девицу, если она родственница Авраама, нужно испытать и на терпение, и на родовую добродетель. Посол Ав-раама полагает, что родовая добродетель его господина – радушие и гостепри-имство. Действительно, в предыдущих главах Книги Бытия рассказывалось, как Авраам и его племянник Лот принимали странников – ревностно милостиво. «Раб знал страннолюбие Авраама, и то, что девице, которую он должен привести к нему, надобно иметь одинаковый с праведником нрав; потому раб не ищет ника-кого другого знака, а хочет узнать характер девицы по ее гостеприимству» (св. Ин. Златоуст).
Отметим, что, хотя черпание воды из колодца считалось женской работой, напоить десять верблюдов – большой труд, это больше, чем напоить десять бы-ков. Итак, перед нами традиционный мотив – испытание терпения невесты, кото-рый своеобразно окрашен – поиск родовой добродетели.
«Молитва еще не кончилась, а уже исполнилась, и слово стало делом» (св. Ин. Златоуст). На просьбу посла о глотке воды девица ответила тем, что напоила и его самого, и верблюдов. Девица не побежала прочь от чужеземца, «и не отказала в просьбе под видом целомудрия, но сделала даже сверх просьбы. Вот самое лучшее приданое Так раб на самом деле узнал силу молитв праотца» (св. Ин. Златоуст).
24 глава Книги Бытия (женитьба Исаака) – одна из самых пространных глав в Библии. Рассказ о женитьбе Исаака более, чем в два раза длиннее, чем рассказ о сотворении мира. Неужели женитьба важнее, чем сотворение мира?
Одно от нас не зависит, другое зависит. Если мы что-то не поймем из рассказа о сотворении мира по его краткости, то это впоследствии можно исправить. К тому же, рассказ о сотворении мира по необходимости краток: если мы не понимаем язык символов, на котором он дан, то пространное изложение здесь только за-темнит суть. Что касается женитьбы, то один раз в Библии рассказано о том, как правильно это делать, подробнейше рассказано о всех обстоятельствах, как сва-тали невесту, потому что если одно упустить, то как потом исправить?
Если внимательно читать историю сватовства, то очень интересно понаблю-дать, как раб Авраама полагается на волю Божью, и сам настойчиво сватает Ревекку. Но вот, родственники Ревекки согласились отдать ее в жены Исааку. Что скажет Ревекка? Быт. 24: 58:
И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь с человеком сим?
О чем спрашивали Ревекку? О чем Ревеку спрашивать? Могла Ревекка отка-заться? Предполагалась, что могла. Но предполагалась также, что Ревекка что-то понимает в жизни: жена не выбирает мужа….
И муж не выбирает жену: муж жене дан. Исаака, между прочим, вообще отец не спрашивал, хочет – не хочет: либо жена из родни, либо никакой жены. Тема «выбор жены» исключена из сватовства Исаака, можно сказать, вычищена. Это Авраам так поставил дело, чтобы и духу этого понимания свободы как выбора не было в жизни его сына и сына Божьего Исаака. Однако вот ведь Ревекку спрашивают: пойдет она или не пойдет?
Выбора нет, однако движение навстречу друг другу со стороны жениха и со стороны невесты должно быть, иначе встречи не будет. В истории Исаака объяс-няется, что движение с мужской стороны должно быть явным: это посольство, по-дарки и предложение вступить в брак.
В истории Руфи объясняется, что инициатором брачных отношений является женщина. Когда Руфь пришла на незнакомое поле, «случился случай, что это бы-ла часть поля Вооза» (Руф. 2:3). Начало было счастливым, затем Руфь начинает действовать. И это было движение со стороны невесты, потому что Руфь слу-шает совет старой женщины. Руфь выбирает момент: после трудового дня, когда труд был приятен – сбор урожая, Руфь умывается, помазывается, одевается, не показывается Воозу, пока он не закончит есть и пить, и прочее, и прочее, что опи-сано в отдельной главе книги Руфь… Действительная инициатива брачных отно-шений приходит с женской стороны. Об этом было сказано жене после грехопа-дения: «К мужу твоему влечение твое» (Быт. 3:16).
Поэтому спрашивают Ревекку – пусть сама ясно скажет, пойдет она к будуще-му мужу или не пойдет. Кажется, что все деятельное участие женской стороны в заключении брака сводится здесь к одном слову. Это не так. Пусть встанет пред глазами картина, как юная девушка в ответ на просьбу дать глоток воды берется напоить десять верблюдов. Здесь, конечно действует родовая добродетель (гос-теприимства), но не только… Здесь – готовность к замужеству.
На вопрос, пойдет ли Ревекка с человеком, который ее сватал, Ревекка отве-тила одним словом: «Пойду».
Караван с невестой двинулся в обратный путь и уже приближался к Хеврону. В это же время Исаак бродил по пустыне… Ни Исаак не чаял кого-нибудь встретить, ни караван, который вез его невесту. Встреча в пустыне – близится. Однажды, ве-чером, Исаак вышел за стан один…
И вышел Исаак поразмыслить в долину к вечеру, и, воззрев очами, уви-дел верблюдов идущих.
И воззрев Ревекка очами, увидела Исаака и упала с верблюда.
Быт. 24:63, 64
Точный смысл текста: «Ревекка упала с верблюда». Может быть, так она про-ворно спешилась (слетела). Что-то с ней такое произошло… А ведь она еще не знает, что этот человек ее будущий муж.
Вот – «случай» в чистом виде, встреча в пустыне: муж и жена не выбирают друг друга… Симпатия, влечение, предпочтение, «любовь» – это для жениха и невесты воспоследует.
Муж и жена друг другу даны – как Исаак и Ревекка в пустыне. Эти двое были счастливы в браке.
Нет, не может быть более выразительного образа, чем эта встреча жениха и невесты в пустыне, чтобы направить мысли всех небрачных всех грядущих поко-лений не к самовольству и не к «выбору» другого «по чувству», но чтобы напра-вить их мысли к осознанному ожиданию того, кто тебе будет дан… или осо-знанию, что тебе дано безбрачие.
И Ревекка сказала рабу: кто человек этот, идущий в долине навстречу нам? Сказал же раб: сей есть господин мой. Она же, взяв покрывало, об-лачилась.
Быт. 24:65
Ревекка покрылась, это был знак права Исаака снять покрывало и обладать ею. Покрывало на голове жены – «власть» от мужа. «Ибо не муж создан для же-ны, но жена для мужа. Посему должна жена власть [от мужа] иметь на голове» – жене глава муж, жена покрывает голову (1 Кор. 11:10). Один жест сделала Ревек-ка, и объяснилась: я твоя жена.
И поведал раб Исааку все слова, которые он сотворил.
И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она стала ему жена, и он полюбил ее. И утешился Исаак по Сарре, матери своей.
Быт. 24:66, 67
«Взял Ревекку… и полюбил ее». Когда муж и жена друг другу даны, то после того, как они стали мужем и женой (после того, как Исаак взял Ревекку и она стала ему женой), возникает любовь. То, что Писание называет в отношениях мужа и жены «полюбить», возникает не до, а после супружества. Любовь не руководит вступающими в брак, любовь венчает брак.
«И утешился Исаак по Сарре». Сарра оставила этот мир, но Исаак не мог оста-вить умершую: был безутешен по матери, Исаак был несчастен. Когда же Исаак женился и полюбил, исполнилось Писание: «оставит человек отца своего и ма-терь свою и прилепится к жене своей, и будут два плоть одна» (Быт. 2:24).

P.S. То, что было рассказано – это из жизни святых. Святость Авраама и Исаака неотразимо явилась на горе Мориá, когда Авраам принес в жертву Исаака. Это жертвоприношение не было остановлено: убийство сына было остановлено. Намерение Авраама осуществилось целиком.
На горе Мориа отец принес в жертву сына с верою в воскресение мертвых, о чем говорит апостол Павел (Евр. 11:17-19):
Верою Авраам, будучи искушаем, принес [в жертву] Исаака и, приняв-ший обетования, приносил единородного, о котором было сказано: в Иса-аке наречется тебе семя. Ибо он помыслил, что и из мертвых воскресить силен Бог, почему и получил его [Исаака живым] – в предзнаменование.
По мысли апостола, Авраам получил Исаака как воскресшего из мертвых, это значит, что Авраам действительно принес в жертву Исаака и жертвоприношение не было остановлено. Мы молимся: «избави нас от лукавого», то есть не оставь нас диаволу, как был оставлен Иов на гноище, и как был оставлен Распятый на Голгофе; и мы молимся: «не введи нас во искушение» – как Авраама на горе Мо-риá.
И Златоуст считает, что жертва действительно имела место, ибо «что касается произволения (намерения), то праотец уже обагрял свою руку кровию, уже касал-ся ножом груди сына своего, и действительно приносил жертву».
Мы сейчас говорили о том, как совпали случайности и Исаак и Ревекка стали счастливы в супружестве. Это какой разум нужно иметь, я говорю об Аврааме, чтобы так всем распорядиться. Искусство посла вы сами могли наблюдать… Иса-ак себе вообще жены не искал… Ревекка была просто хорошо воспитана… Таких девиц, как Ревекка, я признаюсь, не видал.
Отец – святой, сын – святой, девица – прекрасно воспитана. И в этой ситуации выбор – излишен.
Я почему это говорю? – Боюсь, что вы прочитаете этот рассказ, что счастье не выбирают, – и не пойдете на выборы президента Российской Федерации. Поду-маете про себя, что вы не виноваты в том, что в прошлом веке царя убили и 70 лет Церковь гнали, что в 90-е годы все на «свободу» искусились, и – как безгреш-ные – подумаете, что выборы не для вас. Или, того пуще, будете выдавать замуж и женить своих детей, на их чувства не глядя и их мнения не спросясь… Я дей-ствительно этого опасаюсь, потому что видел, как горячо и прямо наши право-славные подражают святым.
 
Из стихотворения «Пора, мой друг, пора» (1834) А. С. Пушкина (1799— 1837):

На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Но доказать это женщинам - практически невозможно...
 
biggrin.png
biggrin.png
biggrin.png
 
Back
Сверху