Как Русская Православная Церковь содействовала распространению гомеопатии в России

Елена Слипенчук

Выпускник гомеопатического курса школы TROPOS
...Святитель Феофан Затворник давал своим чадам лечебные советы по гомеопатии: «Поздравляю с приобретением гомеопатического доктора и с аптечкою. Теперь всем болезням конец», - писал он в одном из своих писем. В другом письме продолжает эту тему: «Но вы все болеете. Хотите прибегнуть к гомеопатии. Добре! Слышу, что крупинки многим помогают. У меня берут и будто получают пользу. Книг по этой части куча… Вот вам крупинки – Aconit и Beladonna – принимать попеременно… Во время припадков…через – 1,2,3 часа… А не во время припадков, если есть охота, - одно утром, другое вечером… причем: одна крупинка на чайную ложку…». И такие советы святителя в письмах встречаются довольно часто.

В жизнеописании святителя Игнатия Брянчанинова так описывалась его помощь крестьянам: «С 9 часов принимался за дела или выходил к Литургии, или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывается нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединения святителя».

Схиархимандрит Гавриил, чтимый старец Спасо-Елеазаровской пустыни, также давал больным капли и крупинки и, в итоге, многих вылечил от серьезных и трудных заболеваний. Он сам очень любил гомеопатию и лечился ею. Соединяя эти лекарства со словами утешения и властного совета, старец больше всего помогал людям с нервными расстройствами, близким к отчаянию и сумасшествию.

Уже в 60-70-е годы 19 века гомеопатия стала распространяться и в далеких российских провинциях. Ее проникновению в северо-восточные губернии: Казанскую, Вятскую, Пермскую, Оренбургскую – также содействовало местное священство.

В 1873 году в журнале петербургских врачей-гомеопатов сообщалось: «Мы можем насчитать многие сотни священников Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, которые с пользой занимаются этим делом и посредством лечебников оказывают спасительное пособие беспомощному сельскому населению».

В 1881 году в Петербурге открылась при Обществе последователей гомеопатии лечебница во имя Архангела Михаила. А 17 октября 1892 года состоялось торжественное освящение гомеопатической аптеки на Невском проспекте, где она находится и по сей день. Освящал аптеку святой праведный Иоанн Кронштадский, который сказал: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. Прежде Креста, смерти и Воскресения Своего Христос установил на все века для действенного врачевания грешного человечества величайшее Таинство Причащения Пречистого Тела и Крови Своей. Значит в Самом Богочеловеке пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда вашим всесильным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества».

В последующие два десятилетия гомеопатическая медицина в России заняла достаточно сильные позиции в обществе. Кульминацией сотрудничества Русской Православной Церкви и врачей-гомеопатов стал Первый Всероссийский съезд гомеопатов в Петербурге в 1913 году. Среди участников съезда было 118 священников и членов их семей.

В итоге, российская гомеопатия прочно заняла свое место в практической медицине, чему немало содействовало именно русское духовенство.

(По материалам книги профессора А.М. Бутенина «Гомеопатия и православие»;
Рыбакова С.Н. Гомеопатия в России // «Русский Дом», 2003, № 2).
 
Ленчис, хочется спросить : - ты когда всё успеваешь-то ; и нет ли там упоминания о судьбе гомеопатии в послереволюционной России ?!
 
Я просто ловко умею симулировать бурную деятельность.:cool:
Судьба гомеопатии в постреволюционной России известна - глубокое подполье. Но если верить нашим уважаемым бардам - вполне себе такое мат.обеспеченное.
Макс, ты когда фейску вставишь?
 
Back
Сверху