Болеть - а смысл?

Мелания

Руководитель школы TROPOS
Команда форума
Болеют острыми заболеваниями все. По крайней мере - должны болеть время от времени. Острыми заболеваниями чаще болеют дети. Ходит такое предположение, что болеть острым заболеванием - ситуация ненормальная. Почти все болящиеся, или их родители или друзья, намерены лечиться. Большинство уверены, что если не предпринимать меры, больному станет хуже. В противном случае, думают они, болезнь будет прогрессировать до глубины организма, затем - бедняга умрет. Поэтому, (дальше размышляют) - надо ее остановить.

Такое предположение далеко от правды.

Острые заболевания бывают настоящими и ненастоящими.
Настоящее острое заболевание имеет четкое начало, середину и конец.
Настоящее острое заболевание редко повторяется, а если повторяется - обычно не в таком виде, как первый раз. Каждое настоящее острое заболевание - выглядит уникальным.
Настоящие острые заболевания, если завершаются нормально, помогают больному. После них человек остается более здоровым, чем прежде. Если он остается менее здоровым,- причина в неправильном завершении заболевания, то есть в неправильном лечении его, или подавлении его.
У детей после настоящего острого заболевания часто наблюдается вспышка развития,- и физического и психического.
У взрослых после такого заболевания - при правильном завершении его - хронические заболевания уменьшаются, смягчаются; либо наблюдается улучшение психического-душевного состояния.

В целом, острые заболевания помогают человеку вылечиться от своего доминирующего миазма. Можно сказать что они действуют как выпускной вентиль, создают выход на более поверхностном уровне, тем самым способствуют выздоровлению конституции.

Обычная реакция на появление симптомов острого заболевания выражается бурными действиями. Больной - или его родственники - начинают принимать всякие меры для устранения симптомов. Как будто внутренний голос им говорит "надо скорее избавиться от этого!". Промывают носы, полоскают горла, снижают температуры, массируют, согревают, запрещают мыться, ставят клизмы, пиявки, обливают холодной водой, греют горячей водой, заваривают травы, мажут, компрессы ставят, изучают запах и консистенцию мочи, стула, запрещают двигаться, настаивают на движение, ставят свечи….

Бурная деятельность разоблачает истинный страх,- "смерть близка, а я ее предотвращу."

Человеческий организм устроен Богом таким образом, что человек способен справиться с настоящими острыми заболеваниями - сам, без помощи. Необходимость вмешиваться - любыми способами - редко возникает.
Большинство острых заболеваний проходят сами. За то они дают большую пользу: упражняемся в терпении. Или учим детей терпеть и принимать то, что им дается.

Любые подавляющие действия - любые - оставляют после себя "следы". Организм и его жизненная сила на эти действия реагирует. То есть вольно-невольно, вызвана реакция. Эта реакция добавилась к реакциям на болезненное состояние - то есть к той картине, которую мы имели перед собой ДО того, как человек вмешивался. Подавляющее действие мутит воды, и мы уже не можем сказать с уверенностью,- какие симптомы вызваны на фоне болезни, а какие - на фоне подавляющих действий?

Первый шаг к выздоровлению всегда в этом: принятие своего состояния. Жизнь и ее проявления не статичны, а динамичны. Изменения идут непрестанно. Принятие болезни дает тренировку для гибкости психики. Всё пройдет.
 
Какие замечательные и удивительные слова! Спасибо, Молли!

Вот об этом только я бы хотела поговорить:

Но совершить все это никто не может «за меня» или «вместо меня», страдающего: все это мое личное дело, мое усилие, мой подъем, мой взлет, мое творческое преображение. Другой человек может помочь мне советом; Господь не может не помочь мне дарованием сил и света. Но совершить мое очищение и просветление должен я сам. Вот почему оно требует свободы и без свободы невозможно. Свободное созерцание, свободная любовь, свободная молитва составляют самую сущность этой творческой мистерии, мистерии земного страдания. И именно этим определяется верный путь, ведущий к истинному счастью на земле.
[/quote]

Как не ошибиться, совершая свой выбор? И, если страдание существует нам во благо, зачем нужны любые врачи, в том числе гомеопаты? Совершая выбор лечиться, не нарушаем ли волю Божью о нас? Отказываясь от лечения, не проявляем ли мы гордыню? Кажется, мы пытались это обсуждать несколько раз, но окончательно я так и не определилась.
 
http://
Иеромонах Анатолий (Берестов) - Грех, болезнь, исцеление
Вопрос: Анатолий, раз болезни происходят от наших грехов, то, может быть, и не нужна медицина, не нужны врачи, а лечиться мы будем только в духовной лечебнице - в Церкви?
Нет, это не так. Безусловно, врач и медицина нужны, ибо "врачевание, - как сказано в Библии, - от Всевышнего". И Господь наш Иисус Христос сказал: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные". Этим сказано многое.
Во-первых, слова эти имеют и прямой смысл. Этими словами Господь сказал нам вполне определенно, что больные нуждаются во врачебном лечении. Господь не отверг нужду больных во врачебной помощи, но, наоборот, признал ее.
Во-вторых, для лечения больных нужны врачи, и, следовательно, их знания, умения, искусство врачевания, а раз знания, то и врачебная, т. е. медицинская, наука и, естественно, обучение.
Для больных нужны врачи, но Господь не установил рамки, или границы врачевания и этим он дал врачам большое поле деятельности. Это означает, что врачи по своей изобретательности, знаниям, наукам, уму и искусству должны врачевать, т. е. лечить, людей при условии - не наносить им вреда. И хотя давнишний врачебный завет "Не навреди" принадлежит язычнику Гиппократу, он вполне согласуется со словами Спасителя: "Не пожелай другим того, чего не желаешь себе".
Но далее Господь сказал: "Я пришел призвать не праведных, но грешников к покаянию". Это означает, что врачевание должно сопровождаться покаянием, т. е. очищением от своих грехов и преображением души и духа, а чрез них и тела.
Вот мы и подошли к основе христианской медицины. Это - духовно-спасительное врачевание, т.е. лечение врачебное должно сочетаться с лечением духовным, основанным на прибегании к помощи благодати Божией. Естественно, духовно-спасительное врачевание требует совместного духовного участия в лечении - и врача и больного и священника. В настоящее время каждый врач - и верующий, и неверующий - должен осознать, что в изменившейся социальной структуре нашего общества мы обязаны учитывать факт религиозности наших граждан и, в частности, наших больных. Еще Платон говорил: "Глупо стремиться вылечить тело, не вылечив душу". Такие вопросы как "Врачевать ли душу? Имеет ли право врач касаться духовной стороны больного? Остаются такими же важными и необходимыми в наше время, как и на заре цивилизации. Несомненно, что врач должен работать в союзе со священником.
С точки зрения православия болезнь дана нам для пересмотра неправильного образа жизни, неестественной иерархии жизненных ценностей. Если болен, значит живешь неправильно, отдалился от Бога и должен снова приблизиться к нему, т. е. нуждаешься в исцелении души.
Уже в самой болезни заложен принцип исцеления, в первую очередь духовного, нравственного, а затем - и физического. И здесь важна благодатная помощь Церкви в виде ее таинств - покаяния, причащения, соборования, молитвы, поста, нравственного совершенствования чрез неделание греха, изменения своего образа жизни, делание добрых дел.
Снимать боль, кашель, нарушения стула и т. п., т. е. симптомы болезни, как это делают экстрасенсы или "целители", это не есть излечение. Это - обман, результатом которого является усугубление болезни. Боль проходит, а болезнь остается и развивается. И не только болезнь, а самое главное - причина болезни - грех остается. Наши "целители-вредители" дают своим клиентам сиюминутное облегчение, но закрывают им путь к истинному исцелению чрез воздействие благодати Божией через покаяние, очищение от грехов, нравственное совершенствование. Они мешают понять главную причину болезни - грех и удаляют этим от заповедей Божиих и не дают возможности ликвидировать болезнь. Если больной и врач прибегают к помощи Божией, то человек может получить не только исчезновение симптома, но и самой болезни.
Приведу пример. Однажды ко мне пришла молодая женщина, год назад перенесшая тяжелую операцию на сердце. Она жаловалась на учащенное сердцебиение, чувство остановки сердца, головокружение, головные боли. Естественно, в первую очередь я подумал о кардиологической патологии, связанной с перенесенной операцией. Однако обследование у кардиолога никакой патологии не показало. Я стал разбираться в ее духовном состоянии и выяснилось, что она недавно тяжело согрешила и не покаялась в этих грехах. После искреннего покаяния, причастия и соборования все симптомы ее болезни прошли и она вновь стада себя чувствовать хорошо.
Вот пример того, как важно при болезни прибегать к помощи покаяния и других христианских таинств. И он также свидетельствует о важности духовно-спасительного врачевания.
Духовно-спасительное врачевание, с нашей точки зрения, предусматривает следующие важные моменты:
1) создание вокруг больного особой атмосферы любви, внимания, понимания, уважения;
2) заботливый, внимательный уход;
3) оказание помощи духовником в осознании греховного образа жизни;
4) исправление своего образа жизни чрез деятельное покаяние;
5) молитва больного и молитва за больного его близких, священника, врача и другого медицинского персонала;
6) лечение на фоне атмосферы любви, деятельного покаяния и других христианских таинств. Важно также, чтобы врач и священник помогли больному принять свою болезнь и страдание со смирением и осознанием того, что болезни и страдания являются следствием наших грехов.
Нигде в Евангелии Господь Иисус Христос не говорит, что не надо лечиться у врачей, но, наоборот, сказано в Евангелии: "Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных". (Лк. 9, 1-2). И далее (ст. б): "Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду", "но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял" (ст. 11). И в главе 10 Евангелия от Луки сказано: "После сего избрал Господь и других семьдесят учеников и послал их по два перед лицом своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти (Лк, 10,1)... В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои (10,7)... и исцеляйте находящихся в нем больных" (10, 9).
Таким образом, согласно Евангелия, лечение больных, должно сочетаться с покаянием, принятием Евангелия, христианских Таинств, а значит и с верой и жизнью по вере христианской.
Это и есть духовно-спасительное врачевание.
Значение врача велико. Недаром за каждой Литургией во время совершения Проскомидии мы молимся святым врачам-бессребренникам и, вынимая частицу из богослужебной просфоры в их память, мы просим их молитвенного заступничества. Это делает каждый служащий священник за каждой Литургией и не свидетельствует ли это о том, что Промыслом Божиим Святая Церковь увековечила великое значение врачебного искусства и что пренебрегать им - грех? И в Ветхом Завете, и в Новом Завете врачевание не только не запрещалось, но и поощрялось. И сам Евангелист Лука был врачом, а среди первых христиан мы нередко встречаем врачей: святые мученики Косьма и Дамиан (III век) были врачами-бессребренниками, святой великомученик Пантелеймон (замученный в 303 г.), святой мученик Александр, пострадавший в Галлии.
Епископ Варнава в своей книге. "Основы искусства святости" [10] пишет: "Выяснению вопроса о профессии врача у первых христиан может служить и катакомбная эпитафия. Любопытна в этом отношении одна из могильных надписей. "Здесь лежит Александр, врач христианский, вместе и духовный". Эта черта, когда врач духовный и телесный совмещается в одном лице, - у первых христиан не редкость. Священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов своих пасомых.
Когда в одном лице сочетается и врач телесный и врач духовный, это особенно ценно для больного, ибо позволяет ему одновременно лечить свою главную болезнь - духовную (грех), и следствие ее - телесную. И это накладывает на врача-священника особую ответственность - двойную и делает его служение поистине бесценным. Вот почему среди врачей прошлых веков и в наше время немало святых: это и евангелист Лука, и упоминавшиеся нами врачи-бессребренники в первые века, это и "святой врач", как его называл народ, прошлого века Федор Гааз (хоть он и был по вероисповеданию - лютеранин, а по жизни - православный), и святитель-исповедник, наш современник - архиепископ Лука (профессор Вайно-Ясенецкий), недавно прославленный нашей Церковью.
Однажды авве Антонию Великому даже было открыто Богом в пустыне: "Есть в городе Александрии некто подобный тебе, искусством - врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с ангелами трисвятое". В Библии отличительным качеством богоугодных и богобоязненных врачей служит то, что они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сирах, 38,14)". (епископ Варнава, стр. 48-49). Через таких врачей Бог лечит Сам. "Мы только руки на вас возлагаем, - говорили святые Косьма и Дамиан, силою же своею ничего не можем делать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого, если несомненно уверуете, тотчас же выздоровеете", (там же).
http://www.wco.ru/biblio/books/berest4/H08-T.htm
 
Рискну вмешаться в тему:) Считаю, что учение, что все болезни от наших грехов не совсем правильное. Стоит прочитать книгу Иова, который был праведен (по удостоверению Самого Господа), но его постигли такие мучения и болезнь. О Христе в 53 главе пророка Исаии написано: "... муж скорбей, изведавших болезни..." Ведь Христос был и остается безгрешным, но болел. Апостол ПАвел болел, писал о себе, что ему дано жало в плоть, Тимофей страдал болезнью желудка...Но соглашусь, что все происходит исключительно по воле Господа, Он дает повеление и заболеть и исцелиться. Много верных Божиих детей ушли в вечность от рака и других тяжелых болезней. Он дает все по своей воле. Это наш путь смирения, доверия Ему, когда мы принимаем от Него не только доброе, но и тяжелые испытания. и эта теснота, как писал Давид, заставляет нас взывать к Господу. Есть даже такая христианская мудрость: Бог кладет нас на спину, чтобы мы посмотрели на небо.
 
"Сайт прихода иконы Всей скорбящих Радость",

http://www.hramvsr.by


Корытько Е.С.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕХА И БОЛЕЗНИ В МЕДИЦИНЕ


Во все времена, начиная с античных, многие мыслители, а затем и ученые, большое внимание уделяли вопросу о болезнях. Не обошли этот вопрос и мыслители-богословы такие, как врач с мировым именем и архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святой Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов, преп. Иоанн Лествичник и мн. др. Сущность их богословского мышления сводится к следующему.
Болезни бывают как наказание, как вразумление, как испытание терпения и веры. Но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с греха первородного. Опыт свидетельствует о том, что грех и страсти разрушают здравие души и тела, а победа над страстями доставляет спокойствие душе и здоровье телу.
За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь греха и болезни. «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139); «Кроткое сердцежизнь для тела, а зависть-гниль для костей» (Притч. 14); «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17); «Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие» (Сир. м1;18) и т. д.
В XX в. болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание, а в старину, говорят, доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» — и не приступал к лечению пока больной не исповедуется и не причаститься. Постараемся проанализировать взаимоотношения греховных страстей с происходящими от них соматическими и психическими недугами. Начнем с чревоугодия. В понятие этого греха включается злоупотребление и излишества в питании (переедание, нарушение постов, пьянство, лакомство), курение и вообще любое неумеренное услаждение плоти. Священное Писание неоднократно предупреждает о пагубности чревоугодия. «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка…Страдание бессонницею и холера, и резь в животе, — подчеркивает Премудрый, — бывают у человека ненасытного» (Сир. 31).
Очевидный факт, что этот грех является одной из причин ожирения, желудочно-кишечных заболеваний, обменных нарушений в суставах, болезней сердечно-сосудистой системы, алкоголизма, болезней органов дыхания и т. д. По данным статистики, средняя продолжительность жизни людей с ожирением снижается приблизительно на 7 лет.
С чревоугодием органично связан грех любодеяния. Кожно-венерические заболевания, СПИД, бесплодие, импотенция, сопровождающиеся нервно-психическими нарушениями в большинстве случаев проистекают от половых извращений и сексуальной распущенности. Такие люди губят и телa и дyши, причем, и свои и чужие. Грех любодеяния влечет за собой грех детоубийства во чреве. Его последствия — различные осложнения абортов, бесплодие, воспалительные заболевания половой системы и т. п.
Тяжко уродует образ Божий в человеке и вредит здоровью грех сребролюбия. Библейский пример сребролюбца — Иуда Искариот; классические литературные примеры — гоголевский Плюшкин, бальзаковский Гобсек. Архиепископ Иннокентий Херсонский рисует образ сребролюбца, снедаемого злобой из-за богатства ближнего. Бледность лица, могильный оттенок очей и уст, безжалостное сердце доказывают, что извращен весь порядок душевных и телесных сил. Подлинно, «бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон» (Сир. 31).
Поведение одержимого сребролюбием зависит от многих причин социального характера и проявляется в разных формах асоциального поведения (воровство, вымогательство, рэкет, взяточничество и пр.). У таких людей часто развиваются различные нервно-психические расстройства (неврозы, депрессии, психозы). Все это красноречиво свидетельствует, что сребролюбцы подобно другим грешникам духовно больные люди.
Одним из самых пагубных для здоровья грехов является гнев. Современные шведские и американские исследователи независимо друг от друга показали, что гневливые и властолюбивые люди, если они в силу объективных обстоятельств не выражают в полной мере свои страсти, склонны к развитию гипертонической болезни. Также способствуют резким скачкам давления не находящие выхода агрессивные черты личности (подавленная враждебность, злопамятность, затаенная и непрощенная обида и др.).
Видно недаром сказано в Библии: «Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость» (Сир. 30).
В той же главе Премудрости находится и другое замечательное наставление по поводу еще одного греха: «Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие… утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир. 30). Печаль и уныние сопровождаются леностью, праздностью, маловерием, сомнениями в Боге, празднословием. Клинически печаль и уныние вырисовываются как астения, различные формы депрессии (апатия, тоска, тревога) и т. д.
Депрессия снижает иммунитет. Она, подобно курению и алкоголизму, повышает уязвимость к онкологическим заболеваниям, провоцирует язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нервно-психические расстройства. Апостол Павел различает «печаль ради Бога» и «печаль мирскую». Первая производит покаяние ко спасению, а вторая — смерть (2 Кор.7; 10).
Наряду с мирской печалью и унынием, катастрофически неблагоприятно отражаются на здоровье тщеславие и особенно гордыня. Их проявления: властолюбие, эгоизм, чрезмерное самомнение, презрение и уничижение людей, неверие и хула на Бога.
За шестьсот лет до Р. Х. жил богатейший и весьма знаменитый царь Вавилонский Навуходоносор. Он славился своими воинскими победами, колоссальной властью и великолепными постройками (например, одно из семи чудес света — так называемые висячие сады Семирамиды). Исторический факт — на всех кирпичах, сохранившихся в каменных развалинах, читается единственная надпись «Навуходоносор, царь Вавилонский». Книга пророка Даниила повествует о том, как он не переставая восхищался своим величием. Бог покарал гор-деца. В течение 7 лет в припадках безумия царь считал себя волом. Воистину, прав преподобный Иоанн Лествичник: «Наказание гордому — его падение, а признак оставленности его Богом — есть умоисступление» [3].
Тщеславие и гордыня — факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, в первую очередь, — ишемической болезни сердца, гипертонии, а также нервно-психических заболеваний. Стенокардия, инфаркт — типичный результат стрессов; неумения адекватно, «без сцен», без вспышек гнева и злости, ущемленного самолюбия и честолюбивых амбиций реагировать на окружающих и самого себя. Люди, по-христиански благожелательно относящиеся к своим близким, при прочих равных условиях меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.
Таким образом, мы видим, многие болезни имеют среди своих причин неправильный (по богословской терминологии — греховный) образ жизни. Но сама по себе болезнь — не грех, а его следствие. Врач, имея правильное понимание о духовных корнях болезни, не вправе порицать и осуждать больного человека. Духу христианского отношения врача к страждущим людям учат многие святые отцы Православия. Они советуют, когда кого-нибудь увидим в страдании и недуге, не лукаво объяснять себе причину его болезни, но принять с простотой и бескорыстной любовью и постараться уврачевать, как самого себя. Православная медицина основывается на милосердии, человеколюбии и христолюбии. Она сочетается с умением грамотно применять медицинские знания, а также учитывать влияние Промысла Божия на здоровье и болезнь.
Литература

  1. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело / Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Симферополь. 2005.
  2. Зорин, К. В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание / К. В. Зорин. М.: Русский хронограф. 2000.
  3. Священник Валентин Жохов. Христианское отношение к болезням и врачеванию / Священник Валентин Жохов. М.: Даниловский благовестник. 1997.
  4. Священник Сергий Филимонов. Церковь, больница, больной / Священник Сергий Филимонов. М.: об-во свт. Василия Великого. 2001.
Источник: Корытько Е.С. Взаимосвязь греха и болезни в медицине. // Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.
 
Действительно, с грехом в мир вошла смерть, а с ней и болезнь. Все же не все болезни от грехов, тому пример Христа, Который Сам болел. Апостолу Павлу Господь ответил на молитву об исцелении: "довольно для тебя благодати Моей ибо сила Моя проявляется в немощи." Здесь есть опасность обнадеживать человека: "придешь к Богу, все болезни пройдут." Бог не всех повально исцеляет. Знаю много людей, молящихся за исцеление десятилетиями, а кого то Бог исцеляет прямо при покаянии, например, меня:) И то частично, что-то ушло безвозвратно, а что то осталось. Но однозначно, болезни пришли со грехом, с этим ничего не поделаешь. Зато на небесах болеть не будем:)
 
в Исаии, 53 главе написано: "Муж скорбей, изведавший болезни" Это о Христе написано. Думаю, что это именно физические болезни, потому что духовных у Него, точно не было:)
 
Христос изведал скорби и болезни, мучимый, истязаемый, а потом распятый на кресте. Речь совсем не о тех болезнях, с которыми мы живем от рождении, это просто ловушка языка. Если попытаться понять причины болезни, понять христиански и гомеопатически (что практически одно и тоже, только ассоциативный ряд разный используется), это становится очевидным.
 
Я считаю, что Христос мог болеть и должен был. Для этого Он и стал 100% Человеком, чтобы понять нашу природу, чтобы потом никто не мог возразить, что Он далек от человеческих проблем. Его так же не понимали Его родные, Он испытывал голод, холод и нужду. Он был обычным человеком, но и Богом одновременно, так учит нас Библия (у меня есть богословское образование). Если бы болезни нам давались из-за греха, то никого из нас на земле бы уже не было, потому что наказание за грех - смерть (Римлянам 6:23) Но Божья милость превозносится над судом. Я не против того, что болезни - это следствие греха, но не все болезни даются по причине греха. Ведь Иов тоже страдал не из-за греха, перечитайте первую главу этой книги, там Сам Бог говорит о праведности Иова. То есть, есть и иная причина наших болезней.
а что Вы имеете ввиду понять "гомеопатически и христиански" что это одно и то же?
 
Тина, Вы отвечаете не мне, строите доводы для какого-то другого диалога.

По Вашим постам рискну предположить, что Вы получили не Православное богословское образование? Потому что Православная Христология полна и хорошо проработана, в нее входит не только Писание, но и Предание со всей полнотой трактовок и интерпретаций христианских пророков, вдохновляемых и побуждаемых Духом Святым - Святых Отцов:
Христос - совершенный человек! Христос понес все человеческое, кроме греха. Христос - 100% человек (и 100% Бог) , но безгрешный! И Ему стоило большого усилия понести "болезни"-страдания вследствии пыток, а потом заставить себя умереть. "Ибо естество Человеческое в Нем не отдельно существует, но соединено ипостасно с Божеством." (Православное догматическое Богословие)
Святые Отцы очень хорошо и подробно раскрыли тему человеческого в Христе, тему его телесности, тему возможности его страданий и смерти.
Да, Христос взял на себя наши немощи и понес болезни. - Он исцелял, а не болел. Это же понятно даже из одного Писания. В Нем была такая сила Жизни, что одно прикосновение к краю Его одежды исцеляло.
Совершенный Человек без повреждения (без греха) и с могучей жизненной силой... Где тут может быть болезнь? - (Это уже и гомеопатический язык, кстати).
Да, Христос добровольно принял на себя все страдания мира. - Он страдал. Но ведь страдать и болеть - это разные вещи! Например - ближе к нам - роженица страдает, но не болеет. И наоборот - бессовестный человек не страдает - совесть его спит, жить не мешает, и со здоровьишком вроде все ничего - но он тяжело болен.

Болезнь же - есть грех! - буквально - повреждение, искажение нашего первоначального естества. По Святым Отцам - болезнь - это одно из последствий грехопадения, следствие отпадения человека от Бога.
И мы же не всегда виноваты в своем повреждении, правда? Иными словами - не во всех своих грехах мы лично виноваты. Что-то мы просто унаследовали по своему человеческому естеству. Несовершенному естеству, в отличие от совершенной человечности Христа.

Насчет Библии: Библия - книга Церкви, я бы даже сказала - служебная книга Церкви, созданная в Церкви и для Церкви. И читать и трактовать ее возможно только в полноте видения Церкви. Логично, правда? если вспомнить к тому же, Кто Глава Церкви и Кем Она вдохновляема. Конечно, это рядом нельзя ставить с нашими страстными человеческими обособленными трактовками, очень аккуратными нам стоит быть, считаю.

Знаете, я наверное больше не поддержу тему о Христе, извините заранее, не считаю для себя возможным дальше говорить о Нем, - вот так, как будто обсуждаем Его. Когда можно взять и почитать, и помолиться.

Может, лучше поговорим, если осталось поле для дискуссий:) , о болезни:
Что такое болезнь? что в нас не так? когда случается болезнь? (и почему до сих пор в алопатической медицине нет внятного определения здоровья-болезни?)
Какова наша природа и в чем она притерпела повреждение? Что есть мир в нас и мы в мире? Каково наше отношение с миром и наша ответственность перед ним? Какова, наконец, иерархия составных частей человека (условно составных)? - Что было и что стало? ... - это все выводится их христианской антропологии. И хорошо согласуется с гомеопатическим представлением о предмете. Что косвенно подтверждает правильность интуиций и опыта гомеопатии как системы знаний.
С уважением, Лена.

ЗЫ Никто и не утверждает тут, мне показалось, что болезнь случается только из-за наших личных грехов. - Болезнь стала возможна из-за несовершенства нашей природы вследствие грехопадения.
ЗЫЫ Насчет смерти, как наказания за грех - ну так мы все и умрем, никто не вечен, пока. И еще нужно правильно суметь прочитать слова "наказание", "грех" и "смерть", да? В контексте текста и христианского богословия.
 
Я именно об этом и говорила. О том, что не все болезни из - за греха. И не все лично из-за нашего.
а Христа я не обсуждаю, я о Нем рассуждаю и люблю о Нем рассуждать. Да, Он был именно таким, как Вы написали на 100% Бог и на столько же человек. Уж не знаю, отчего Вам показалось, что диалог не для Вас. Значит, Вы просто меня не поняли. Если Христос не болел ,то Он и не уставал (хотя в евангелии есть история о том, как Он устал так, что во время шторма! не слышал ничего и спал себе), не чувствовал боль на кресте... Это уже еретическое учение. Но я согласна, спорить об этом не стоит. Бог работает с каждым.
 
Про безгрешность Христа я и не спорила, да и аминь.
 
Тина, тогда нам стоит начать с определения болезни.
Что это такое, по Вашему?
Не знаю, насколько для Вас это важно, но для гомеопатов этот вопрос - краеугольный камень практики. В общем - для всех врачевателей.

Боль, усталость, голод, страдания - это не болезнь. И это, мне казалось, очевидно. Примеры я приводила.

Еще раз - ВСЕ болезни от греха - повреждения, несовершенства природы человека, нынешней нашей природы, - что, в свою очередь является последствием первородного греха. Мы своими личными грехами, и неуврачеванными грехами, доставшимися в наследство от родителей, усугубляем свои болезни. Мы все в той или иной степени больны, даже самые праведные из нас. Только не Христос.
И, повторяясь, не всегда болезни наши есть следствие наших личных прегрешений.
Но очень часто. И нам полезно об этом понимать. - Именно на эту мысль направлено внимание Святых Отцов, когда они говорят о болезни, Потому что эта область - область нашей ответственности. И смирения.

Может, мы расходимся в понятии - что такое грех?
 
Мне кажется недопонимание в этой теме исходит из двух разных позиций:
- есть позиция у некоторых, что Бог наказывает грехи людей болезнью. Это неверное понятие и в этом мне кажется Лена с Тиной согласны.
- есть позиция, что люди, по своей грешностью по естеству и по своей свободной воли, вызывают на себя болезнь. Кажется вы тоже в этом согласны.
По православному учению, Бог не наказывает - но попускает. Вопрос - почему люди болеют?
Православие дает объяснения:
- по своей грешности,
- по грешности своих предков,
- для вразумления человека, чтоб он приблизился к Богу,
- от милосердия Божия, чтобы предотвратить впадения в больший грех, нежели сейчас,
- для того, чтобы слава Божия осуществилась.
 
Тут сложная тема, видимо, потому что мы мыслим по-разному. Для меня главное, что говорит Библия, а не что отцы церкви пишут. Хотя, часто они пишут правильно, но не всегда, они ведь люди. Для меня авторитет именно Священное Писание и я на нем строю свое богословие, потому что люди все грешные и способные ошибаться. Сначала я смотрю в оригинал Библии, в греческий, еврейский... а потом уже и комментарии можно посмотреть, но вначале Слово Божье. Поэтому, думаю, не стоит продолжать:)
а болезнь - да, это последствие греха, согласна с Молли:) и со всеми причинами:)
Спасибо большое за беседу!
 
Для меня авторитет именно Священное Писание и я на нем строю свое богословие, потому что люди все грешные и способные ошибаться. Сначала я смотрю в оригинал Библии, в греческий, еврейский... а потом уже и комментарии можно посмотреть, но вначале Слово Божье. Поэтому, думаю, не стоит продолжать:)
С большим уважением у чувством единства:
Тина, а Вы, Вы лично не можете ошибаться?
А Святые Отцы не со страхом Божьим, большим благоговением и со знанием языков Священного Писания (в том числе - со знанием культурных особеностей носителей этих языков) приступали к изучению Слова Божьего?
Мы разве лучше их? Чище? Умнее? Более духовны?
Конечно, личный опыт и личное прочтение очень важны - они просто неотменимы, иначе все пустое. Каждый из нас находится именно в личном поиске Бога и Правды Его.
И невозможно взять и заставить себя думать и чувствовать не так, как думаешь и чувствуешь - это будет лукавство, а любое лукавство противно Богу. Но разве не нужно нам сверять свои интерпретации и инсайты с людьми более духовно опытными? - И думать потом всем своим умом и всей душой, своим духом. Это что, лишнее? А почему? Кто мы такие?
Почему мы физике идем учиться у физиков, гомеопатии - у гомеопатов... вообще - ищем людей сведущих, и потом думаем, учимся, вживаемся... А в самом важном деле - вдруг отрицаем опыт людей знающих, сведущих, духовно богатых. ?
Господь нам сказал, что чистые сердцем Бога узрят.
Конечно, соглашусь с Вами, что и Святые Отцы ошибались, они же люди. Но для меня лично ответ на вопрос: кто лучше видит Бога - я или Святитель Василий Великий, очевиден.
Люди, лучшие люди две тысячи лет жили и горели Христом, Его Евангелием.
А мы все это отринем и начнем от печки - от своего органиченного страстного нечистого ума? Что это, если не крайняя самонадеянность - дочка гордыни?
Христос пришел и основал Свою Церковь и для этого - чтобы мы помогали друг другу, не уходили в дебри своей самости и личных грешных интерпретаций. Потому что мы все в прелести, не стоит, считаю, нам обольщаться на свой счет.

А любой текст невозможен без интерпретации, это, думаю, всем понятно.

Насчет предмета беседы - болезни: Мое представление о нем - личное. Я сверила, конечно, свое личное со Святыми Отцами и обрадовалась, за себя, что не наблудила в этот раз. А потом переложила на гомеопатический язык, и тоже все сошлось. И опять обрадовалась - на этот раз за гомеопатию;) - Поняла тогда глубже постояные призывы Молли думать над гомеопатическим общим видением и над случаями философски - ЧТО ЛЕЧИМ? Что есть болезнь? Зачем лечим?

СпасиБог, Лена.:)
 
Да, хорошо выделить главное.

Порой когда устаю от бесконечных приемов, искушаюсь плохими мыслями...Все болеют и болеют. И нет конца. И нет выздоровления. Потому, что мы все смертные, мы все в конце концов проигрываем в борьбе с болезнью, а мои старания помочь лишь откладывают временно неизбежное... Одно человеческое страдание, и боль. Чего люди хотят?

Хотят, почти все, одно и то же: счастье в жизни. Здоровье детей. Успех. Так отвечает 99,9% на вопрос - что вы хотите, что самое главное для вас?

Память короткая. Забыли, что было после рая, после грехопадения, и что Бог нам предлагает для искупления. Мы все отвечаем для всех. Все части одного целого. Мое личное покаяние - покаяние моего ближнего. Все человечество платит за всех. Каково мне здоровое тело, если душа погибнет? Готова ли я принять болезнь в замену бесмертной души?

Несправедливо?
Искушения, сплошные искушения.
Болезнь - совершенно точно сформирувшаяся, индивидуальна для конкретного человека. Она - твоя и только твоя. Она отражает в точности то, что только могло быть, могло образоваться - для тебя, в данный момент, учитывая твою историю личную и родовую, твои жизненные выборы. Наше дело носить,- то, что мы сотворили, по отдельности и коллективно. Если человек не служит миру,- значение болезни для него преобразуется.
Болезнь может превратиться в любовь.
Простите за пафос.
 
Back
Сверху